Героям гражданской войны

В 1931 году в саду Коммунаров был на братской могиле открыт памятник, на цоколе которого написано: «Красногвардейцам, павшим в борьбе за дело Пролетарской Революции 1918—1919 гг.». Авторы — скульпторы М.Ф. Герцог и Е.Н.Крестьянсон.

Памятник сделан из бетона, в то время как постамент кирпичный. На пьедестале скульптурная группа, изображающая трех бойцов, готовых сражаться до последней кайли крови. Один из них смертельно ранен, но крепко сжимает рука его эфес сабли, другой готов в любой момент броситься вперед, третий, не выпуская из одной руки винтовку, держит в другой боевое знамя, собираясь преклонить его в память павших и снова броситься в бой. Здесь, в саду, тогда называвшемся Госпитальным, похоронены красноармейцы—рабочие-железнодорожники, погибшие в боях за освобождение Оренбурга от белогвардейцев в декабре 1918 – январе 1919 года и во время героической обороны города весной и летом 1919 года.

С 1926 года эта половина сада, разделенного по диагонали, стала именоваться в память коммунаров, а другая — в память В. И. Ленина. В 1935 году обе части слились в один массив, который стал называться Железнодорожным парком имени В. И. Ленина,

Один из авторов памятника, Мария Федоровна Герцог, художник-скульптор, приехала в Оренбург совсем молодой в 1930 году, окончив учебу в Художественном Институте в Москве. С собой она привезла уже готовые эскизы памятников в честь борцов за революцию в Оренбурге. В марте 1930 года специальная комиссия рассмотрела предложения 9 художников и выбрала для монумента эскиз Герцог.

Мария Герцог и Валентин Плучек в Оренбурге. 1930 год

(http://nattyroot.livejournal.com/26884.html)

Художник Сергей Иванович Калмыков на протяжении всей  жизни вел огромное количество дневников и тщательно фиксировал происходящее вокруг рисунками и текстами...

Благодаря его записям нашла информацию о пребывании в нашем городе режиссера и актера Валентина Николаевича Плучека и скульптора Марии Федоровны Герцог (той самой М.Ф. Герцог, фамилию которой склоняли, указывая в авторах памятника героям гражданской войны вместе с Е.Н. Крестьянсоном).

Из воспоминаний С.И. Калмыкова. Осень 1930 года:

«Я не знал куда приткнуть эту неожиданно для меня самого появившуюся рукопись. По некоторым причинам я не сумел  включить ее в один из томов третьей серии рукописей. Но я переписал ее в тетрадочку, преподнесенную в конце лета мной  Вале  Плутчеку – ученику Мейерхольда, артисту «театра малых форм», с этим Валей я как-то в конце сезона  разговаривал и за несколько дней до его отъезда из Оренбурга чуть-ли не подружился.

Интродукцию без примечания я включил между прочим позавчера в тетрадь, которую подарил Марии Федоровне Герцог – художнице-скульпторше,  только что окончившей Художественный Институт в Москве, и приехавшей в Оренбург с эскизами  памятников в честь  борцов за Революцию в Оренбурге.

Познакомившись с этой барышней Герцог совершенно случайно, я сдружился с нею еще более скоропалительно чем с Валей  Плутчеком, – ежедневно виделся с ней – то у себя то у нее, до  самого отъезда, – много говорил, много показывал, одиннадцать раз снимался, и в довершении всего подарил ей очень красивую и большую тетрадку с своими художественными и  литературными работами. Тетрадка эта получилась значительно более внушительной чем та, которую я подарил Вале Плучеку. (Или  Плутчеку?!.)

Пусть-же эти тетрадки рекламируют меня! Я ничего не имею против этого!  И кроме этого я очень рад, что они  доставляют такое большое удовольствие – полным молодости и надежд – юноше и женщине, залетевшим сюда, прямо со  школьной скамьи, из Москвы, и натолкнувшиеся здесь на меня – как на верстовой столб – на распутье широких грандиозных дорог, ведущих в будущее».

p.s. Информации о Марии Герцог в интернете не нашла, придется ехать в архив... фамилия Е.Н. Крестьянсона упоминается в каталоге выставки работ художников АХРР (ассоциации художников революционной России) в Оренбурге в 1930 году...

Фотоархив